Главная Полномочия должностных лиц Сотрудники правоохранительных органов

Адвокат по уголовным

делам дает пояснения:

 

СОТРУДНИКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ, НА ОСОБО ВАЖНЫХ И РЕЖИМНЫХ ОБЪЕКТАХ

 

Деятельность сотрудников подразделений органов внутренних дел в закрытых административно-терадвокат МКА  РОСАРриториальных образованиях, на особо важных и режимных объектах регулируется, прежде всего, Федеральным Законом «О полиции».

Кроме того, деятельность сотрудников подразделений органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах регулируется Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", а также Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (утв. Приказом МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений"), Совместным приказом ФАС России и МВД России от 30.12.2004 №878/215 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы», Перечнем оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность (утв. Приказом МВД РФ от 15 августа 2011 г. № 938), а также другими ведомственными нормативными актами.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О полиции», сотрудники полиции при осуществлении своей деятельности должны стремятся обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Их действия должны быть обоснованными и понятадвокат МКА  РОСАРными для граждан.

В соответствии с п. 21 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной Приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений", сотрудники подразделений органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений, предусмотренные указанной Инструкцией для соответствующих служб и подразделений органов внутренних дел, а также проводят оперативно-разыскные и профилактические мероприятия по предупреждению преступлений террористического характера и экстремистской направленности на объектах оперативного обслуживания.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" предоставляет возможность сотрудникам подразделений органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах для предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений, а также для предупреждения противоправной деятельностиадвокат МКА  РОСАР участников организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), проведения комплекса оперативно-розыскные мероприятий, которые бывают гласными и не гласными.

К гласным оперативно-розыскные мероприятиям (то есть о них информируют лицо, в отношении которого они проводятся), могут быть отнесены, например, опрос; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

К негласным оперативно-розыскным мероприятиям (осуществляемыми без ведома лица, в отношении которого они проводятся) относятся следующие: наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; оперативный эксперимент.

Адвокат по уголовным делам также обращает внимание на то, что, в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О полиции», сотрудники полиции в случаях и порядке, предусмотренных законом, имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы).

Адвокаты по уголовным делам полагают необходимым отметить, что в практике бывают случаи, когда сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не допускают адвокатов к проведению гласных оперативно-розыскных мероприятий, мотивируя это тем, что адвокат, якобы, допускается только после возбуждения уголовного дела. Такое утверждение, как полагает адвокат по уголовным делам, является нарушением конституционных прав и интересов гражданина. Оно нарушает закон прямого действия – ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации о том, что «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи».

По данному обстоятельству дано четкое разъяснение в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 11-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова": «По буквальному смыслу положений, закрепленных в статьях 2, 45 и 48 Конституции Российской Федерации, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу, независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность».

Как уже отмечалось ранее, деятельность сотрудников подразделений органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах регулируется Федеральным законом «О полиции». В соответствии с указанным Законом, сотрудники данного подразделения, осуществляют свою деятельность в точном соответствии с законом. При этом, любое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Сотрудники указанного подразделения, как и иных подразделений, осуществляя свою деятельность, обязаны соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина. При этом, сотрудник полиции не вправе прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Более того, они обязаны пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Осуществляя свою профессиональную деятельность, сотрудник подразделений органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах обязан соблюдать определенные правила общения с гражданами. Так, при обращении к гражданину, сотрудники данных подразделений должен назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

В случае же обращения к сотруднику подразделения органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах гражданина, он обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Адвокаты по уголовным делам подчеркивают, что сотрудники подразделений органов внутренних дел на транспорте, в соответствии со ст. 7 Федерального закона  "О полиции", в служебное, так и во внеслужебное время  обязаны  воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Согласно ст. 6 Федерального закона "О полиции" им разрешается ограничивать права, свободы и законные интересы граждан  и применять меры государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции только в случаях, установленных федеральным законодательством.

Неправомерные действия сотрудников полиции, допустивших незаконное ограничение свободы передвижения гражданина и его удержание, незаконное его доставление в органы дознания и следствия или содержание в изоляции без каких-либо контактов, в том числе воспрепятствование использования телефона и иных средств коммуникации, либо его необоснованное задержание и недопущение к нему адвоката, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность гражданина могут быть обжалованы начальнику, прокурору и в судебном порядке

Использование сотрудником полиции своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан является преступлением, ответственность за которое установлена ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»).

Полицейский не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства, а также ему запрещено подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

Если должностное лицо совершит действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, в отношении него может быть возбуждено уголовное дело по ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).

Квалификационные признаки и обстоятельства, подлежащие доказыванию по указанным преступлениям, содержатся в разъяснениях постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

За заведомо незаконное задержание (ст. 301 УК РФ) и за принуждение к даче показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание (ст. 302 УК РФ) установлена уголовная ответственность.

Адвокаты по уголовным делам обращают внимание на то, что согласно ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Исходя из того, что Конституция Российской Федерации не определяет начальный момент возникновения права на получение квалифицированной помощи, данное право должно обеспечиваться каждому гражданину при проведении проверок, производстве любых гласных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий на всех стадиях уголовного, а также административного производства.

Реализация права на помощь адвоката, как и права на квалифицированную юридическую помощь в целом, в том числе при получении объяснений (опросе) в процессе проведения проверок и оперативно-розыскных мероприятий, даче показаний в процессе следственных действий, предполагает создание условий, позволяющих гражданину сообщить необходимую информацию по делу, а адвокату по уголовным делам - оказать своему доверителю консультативную помощь и согласовать с ним тактику и стратегию защиты его прав и законных интересов.

 

 

1.      Полезная информация по вопросам применения уголовно-процессуального законодательства  содержится в  разделах  Программы "ЗАЩИТНИК" и   статьях   участников Программы.  Адвокат по уголовным делам   советует ознакомиться со следующим материалом:

 

- Право на жилище и его неприкосновенность;

- Допрос свидетеля при осуществлении налогового контроля;

 - Органы дознания;

- Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании;

- Оперативное внедрение;

- Задержание (в порядке ст. 14  Федерального  закона  от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ  "О полиции");

- Предоставление свиданий в месте содержания под стражей;

- Права и обязанности потерпевшего;

- Возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

- Заключение под стражу.

 

2. В процессе правового анализа документов о виновности лица в совершении преступления или о невиновности гражданина, адвокат по уголовным делам рекомендует принять во внимание следующую судебную практику:

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 30/64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 28 "О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания" (с изменениями и дополнениями).

 

 3. На основании ст. 166 УПК РФ в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания составляется протокол следственного действия. Адвокат по уголовным делам рекомендует  ознакомиться с бланками   процессуальных действий и решений:

 

- Постановление о возбуждении уголовного дела;

- Поручение о производстве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных мероприятий);

- Подписка о неразглашении данных предварительного расследования;

- Постановление о сохранении в тайне данных о личности;

- Протокол наложения ареста на имущество;

- Постановление о назначении судебной экспертизы;

- Протокол уведомления об окончании следственных действий

- График ознакомления с материалами уголовного дела;

- Приговор (обвинительный).

 

4. На основании ст. 52 Конституции Российской Федерации государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.  Адвокат по уголовным делам рекомендует ознакомиться с проектами заявлений о преступлении, что будет способствовать уголовному преследованию, лиц совершивших преступление, пресечению преступной деятельности, возмещению причиненного вреда:            

 

- Заявление о преступлении (ст. 110 УК РФ "Доведение до самоубийства");

- Заявления о преступлении (ст. 159 УК РФ "Мошенничество");

- Заявление о преступлении (ст. 131 УК РФ "Изнасилование");

- Преступления против общественной безопасности;

- Преступления против здоровья населения и общественной нравственности;

- Заявление о преступлении (ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство");

- Заявление об угоне автомобиля от дома;

- Заявление об угоне автомобиля от магазина.

5. Оказывая юридическую помощь, адвокат по уголовным делам  советует ознакомится с наиболее интересными изречениями  и высказываниями прошлого и настоящего, «связанными» с  различными видами преступлений, уголовным судопроизводством и лицами, участвующими в нем, а также исполнением наказания:  "Адвокат", "Мошенники", "Пострадавшие", "Судебное разбирательство", "Безопасность", "Дисциплина", "Дальняя дорога", "Здоровье", "Благотворительная деятельность".

 

Оказывая юридическую помощь, адвокат по уголовным делам участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве.

Адвокат по уголовным делам имеет право собирать и представлять предметы и документы; запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций; опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу; привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов; фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, а также совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Если физическому или юридическому лицам необходима квалифицированная юридическая помощь,  не теряйте время, звоните нам, и мы сможем  помочь.

            Обращайтесь. Отсутствие квалифицированной юридической помощи по  уголовным  делам может повлечь негативные последствия.

Несправедливость судебного решения является  одним из оснований отмены или изменения приговора в кассационном или апелляционном  порядке.

Опытный адвокат по  уголовным делам  после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми судебными решениями подаст   апелляционную, кассационную,  надзорную жалобу на приговор или иное решение суда.